Подвергая сомнению статус-кво: критические перспективы в социологии
Значение критического мышления
В нашем путешествии по обществу мы часто принимаем вещи такими, какие они есть, не задумываясь о причинах. Но что, если бы мы осмелились бросить вызов статус-кво? Воспользуйтесь критическим мышлением - бесценным инструментом, который побуждает нас делать именно это.
По своей сути, критическое мышление побуждает нас снять слои социальных норм и условностей, задать фундаментальный вопрос: почему? Почему мы поступаем именно так? Почему это считается нормальным? Речь идет о понимании того, что только потому, что что-то широко принято, это не значит, что это правильно или справедливое.
Когда мы применяем критическое мышление к анализу общества, мы начинаем распутывать запутанные нити, которые сплетают воедино ткань наших сообществ. Мы углубляемся в лежащие в основе структуры власти, предубеждения и неравенство, которые часто остаются незамеченными. Это все равно что надеть очки, которые позволяют нам заглянуть за пределы поверхности и в глубины социальной реальности.
А в сфере социологии критическое мышление становится еще более уместным. Социология - это изучение общества - его структур, его динамики, его недостатков и его потенциала. И чтобы по-настоящему понять суть общества, мы должны подходить к нему через призму критицизма. Мы должны подвергнуть сомнению предположения, бросить вызов повествованиям и подвергнуть сомнению системы, которые формируют нашу жизнь.
Применяя критическое мышление в социологии, мы не только получаем более глубокое понимание окружающего мира, но и даем себе возможность быть проводниками перемен. Мы становимся активными участниками формирования общества, в котором хотим жить, а не пассивными наблюдателями.
Итак, давайте вместе отправимся в это путешествие критического мышления. Давайте осмелимся подвергнуть сомнению статус-кво, бросить вызов нормам и представить мир, в котором безраздельно царят справедливость и равенство. Ибо в стремлении к истине и пониманию кроется сила, способная изменить общество к лучшему.
Раскрытие статус-кво в социологии
Вы когда-нибудь задумывались, почему все обстоит так, как оно есть? Социология изучает именно это. Представьте себе: вы сидите в оживленном кафе и наблюдаете, как люди занимаются своей повседневной жизнью. Что движет ими? Вот где проявляется статус-кво. В социологических терминах, это существующее состояние общества - нормы, ценности и структуры, которые управляют нашим поведением. Это похоже на неписаный свод правил, которому мы все следуем, даже не осознавая этого. Но вот в чем загвоздка: эти нормы не высечены на камне. Они сформированы историей, культурой и динамикой власти. Веками традиционные взгляды в социологии в основном принимали статус-кво как естественный или неизбежный.
Это как носить шоры - мы видим мир через узкую линзу, упуская из виду картину в целом. Но подождите, в этой истории есть поворот. Обратите внимание на критические взгляды в социологии. Эти плохие парни проливают свет на трещины в системе, подвергая сомнению статус-кво, как никогда раньше. Возьмем, к примеру, мою подругу Сару. Взрослея, она всегда чувствовала, что не соответствует образу ‘идеальной’ дочери, которого ожидала ее семья. Только когда она наткнулась на лекции по критической социологии в колледже, она поняла, что дело не в ней, а в системе, которая нуждается в исправлении. Критические взгляды заставляют нас мыслить нестандартно, подвергать сомнению нормы, которыми нас кормили с ложечки с первого дня.
Они - тревожный звонок, о необходимости которого мы и не подозревали. Итак, почему это так важно? Ну, для начала, речь идет о справедливости. Анализируя статус-кво, мы выявляем скрытое неравенство и несправедливость, которые долгое время замалчивались. Подумайте об этом: гендерные роли, расовая иерархия, экономическое неравенство - все это проистекает из статус-кво. Но нет худа без добра: с критическими взглядами мы можем переписать сценарий. Мы можем проложить путь к более справедливому, инклюзивному обществу, где у каждого есть место за столом. Это будет нелегко - перемены никогда не бывают легкими. Но, эй, Рим был построен не за один день.
Итак, давайте засучим рукава, нырнем в окопы и начнем подвергать сомнению статус-кво. Мир ждет, что мы все встряхнем.
Исторический контекст социологической мысли
Традиционные социологические теории
Итак, вы погружаетесь в интригующий мир социологии? Классно! Давайте начнем с раскрытия некоторых важных достижений социологической мысли - традиционных теорий, которые сформировали то, как мы понимаем общество.
Во-первых, у нас есть классические социологические теории. Эти плохие парни заложили основу для того, как мы анализируем и интерпретируем окружающий мир. Думайте о них как о великих людях социологии, прокладывающих путь новым идеям и перспективам.
Теперь, когда мы говорим о классических социологических теориях, мы не можем игнорировать большую тройку: функционализм, теорию конфликта и символический интеракционизм. Каждая из этих серьезных теорий предлагает уникальную призму, через которую можно взглянуть на общество, проливая свет на различные аспекты человеческого поведения и социальных структур.
Давайте разберем это немного подробнее, хорошо?
Функционализм - это прежде всего гармония и порядок. Представьте себе хорошо смазанную машину, каждая деталь которой играет решающую роль в обеспечении бесперебойной работы всего механизма. В области социологии функционалисты считают, что общество функционирует аналогичным образом - каждый институт выполняет определенную функцию по поддержанию социальной стабильности. Это все равно что рассматривать общество как один большой, взаимосвязанный организм.
С другой стороны, у нас есть теория конфликтов. Эта немного подробнее… ну, конфликтная. Теоретики конфликтов рассматривают общество как поле битвы, где различные группы соперничают за власть и ресурсы. Все дело в противостоянии имущих и неимущих, с социальным неравенством и несправедливостью во главе угла. Думайте об этом как о социологическом эквиваленте поддержки аутсайдера.
И последнее, но не менее важное: у нас есть символический интеракционизм. Эта теория раскрывает суть повседневных взаимодействий. Все дело в том, как символы и общие значения формируют нашу социальную реальность. Когда-нибудь слышали поговорку ‘действия говорят громче слов’? Что ж, специалисты по символическому взаимодействию принимают это близко к сердцу, исследуя, как жесты, язык и другие символы влияют на наше поведение и восприятие.
Теперь вам, возможно, интересно - как эти теории способствуют сохранению статус-кво? Что ж, вот тут-то все и становится по-настоящему интересным.
Функционализм, с его акцентом на стабильность и порядок, иногда может укрепить статус-кво, преуменьшая социальные конфликты и неравенство. Это все равно, что сказать: ‘Эй, все прекрасно именно так, как оно есть!’, Но теория конфликтов вмешивается, чтобы встряхнуть ситуацию, подчеркивая неравенство и несправедливость, существующие в обществе. Это все равно, что пролить свет на области, которые нуждаются в улучшении.
И еще есть символический интеракционизм, который напоминает нам о том, что социальная реальность строится через наше взаимодействие с другими людьми. Эта теория заставляет нас подвергать сомнению значения и символы, которые мы придаем вещам, побуждая нас критически относиться к статус-кво.
Итак, вот оно - ускоренный курс по традиционным социологическим теориям. Занимаетесь ли вы командным функционализмом, теорией конфликтов или символическим интеракционизмом, одно можно сказать наверняка - социологии есть что сказать о мире, в котором мы живем. Так что пристегнитесь, потому что мы только начинаем!
Появление критических перспектив
Исследуем исторический контекст критической социологии
На обширном пространстве социологической мысли появление критических точек зрения знаменует собой решающий момент. Чтобы по-настоящему осознать значение критической социологии, важно углубиться в ее исторический контекст, понять социально-интеллектуальные течения, которые проложили путь к сомнению статус-кво.
Ключевые фигуры в развитии критических перспектив
Центральное место в развитии критических взглядов занимают ключевые фигуры, бросившие вызов общепринятому мнению и общественным нормам. Такие мыслители, как Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, заложили основу, но по-настоящему критическая социология сформировалась в середине 20-го века. Войдите в число таких светил, как Герберт Маркузе, Теодор Адорно и Антонио Грамши, чей вклад сыграл ключевую роль в развитии критического изучения структур власти и социального неравенства.
Понимание эволюции от традиционной к критической социологической
Эволюция от традиционной к критической социологии - это повествование об интеллектуальном бунте. Традиционная социологическая мысль часто фокусировалась на описании и анализе социальных структур, не бросая им явного вызова. Однако социологи-критики выходили за рамки простого наблюдения; они стремились разгадать динамику власти и системную несправедливость, вплетенную в ткань общества.
Сдвиг в сторону критических взглядов набрал обороты в ответ на бурный исторический фон середины 20-го века, отмеченный социальными потрясениями, движениями за гражданские права и сомнением в устоявшейся власти. Эта эпоха породила смену парадигмы - осознание того, что статус-кво требует обсуждения, а не слепого принятия.
Подвергая сомнению статус-кво
Критическая социология, по своей сути, ставит под сомнение статус-кво. Она бросает вызов укоренившимся предположениям, раскрывая основные структуры власти, которые формируют общества. Эти критические точки зрения привлекают внимание к вопросам класса, расы, пола и другим формам угнетения. Подвергая сомнению устоявшиеся нормы, критическая социология открывает возможности для переосмысления, реструктуризации и представления о более справедливом социальном порядке.
Эволюционные нити и современная актуальность
Эволюция критических взглядов сплетает сложный гобелен, соединяя исторические нити с современной актуальностью. Борьба и триумфы прошлого находят отклик в сегодняшнем социальном ландшафте, подчеркивая постоянную потребность в критическом исследовании. Поскольку мы ориентируемся в сложностях настоящего, понимание исторического контекста критической социологии позволяет нам вдумчиво ответить на извечный вопрос: кому выгодны, а кто маргинализирован существующими общественными структурами?
Смена парадигмы в критической социологии
Постмодернизм и деконструкция
В сфере критической социологии ландшафт был значительно изменен с приходом постмодернизма и практики деконструкции. Давайте углубимся в то, что означают эти термины и как они повлияли на социологическую мысль.
Постмодернизм, по сути, бросает вызов понятию абсолютной истины и универсального знания. Он предполагает, что реальность фрагментарна и субъективна, варьируясь от человека к человеку и от контекста к контексту. В сфере социологии это приводит к тому, что ставятся под сомнение традиционные теории и фреймворки, которые претендуют на объяснение социальных явлений уникальным, всеобъемлющим образом.
Этот сдвиг в сторону постмодернизма оказал глубокое влияние на социологическую мысль. Это побудило ученых принять более рефлексивный подход, признавая свои собственные предубеждения и подвергая сомнению достоверность грандиозных нарративов. Поступая таким образом, социологи способны распознавать разнообразие человеческого опыта и точек зрения, что приводит к более глубокому пониманию общества.
Одной из ключевых практик в рамках постмодернизма является деконструкция метанарративов. Метанарративы - это всеобъемлющие истории или идеологии, которые претендуют на объяснение всей истории человечества или общества в целом. Примерами могут служить прогресс, марксизм и проект просвещения. Деконструкция предполагает распутывание этих нарративов, обнажение присущих им противоречий и динамики власти.
Деконструируя метанарративы, социологи могут раскрыть скрытые предубеждения и предположения, лежащие в основе доминирующих идеологий. Этот процесс показывает, как определенные нарративы отдают предпочтение определенным группам перед другими, увековечивая системы угнетения и неравенства. По сути, деконструкция служит инструментом для демонтажа существующих властных структур и оспаривания статус-кво.
Более того, постмодернизм бросает вызов устоявшимся социологическим парадигмам, подчеркивая их ограничения и слепые зоны. Традиционные теории, такие как функционализм, теория конфликта и символический интеракционизм, подвергаются критике за их тенденцию чрезмерно упрощать сложные социальные явления и игнорировать голоса маргинализированных групп. Постмодернизм призывает к более инклюзивному и межсекторальному подходу к социологии, который учитывает многообразие идентичностей и опыта.
Кроме того, постмодернизм и деконструкция значительно изменили ландшафт критической социологии. Подвергая сомнению статус-кво, деконструируя метанарративы и бросая вызов устоявшимся парадигмам, социологи могут принять более рефлексивный и тонкий подход к пониманию общества. Этот сдвиг в сторону постмодернизма открывает новые возможности для изучения сложностей человеческого опыта и продвижения социальной справедливости и равенства.
Феминистская эпистемология
Хорошо, давайте углубимся в увлекательную область феминистской эпистемологии и ее глубокое влияние на критическую социологию.
Вклад феминисток в критическую социологию был не чем иным, как революционным. Подвергая сомнению статус-кво, феминистки вскрыли слои социальных норм и структур, которые увековечивают гендерные предубеждения. Через их призму они подчеркнули, как традиционные эпистемологии часто пренебрегают опытом, знаниями и перспективами женщин или маргинализируют их.
Один из центральных принципов феминистской эпистемологии заключается в том, чтобы бросить вызов этим гендерным предубеждениям, укоренившимся в нашем понимании знаний и истины. Исследуя, как создаются, подтверждаются и распространяются знания, феминистки выявляют врожденные предубеждения, которые благоприятствуют взглядам, в которых доминируют мужчины. Они подчеркивают важность учета различных мнений и опыта при формировании знаний для создания более справедливого и точного понимания мира.
Более того, феминистская эпистемология работает не изолированно, а пересекается с различными другими социальными категориями, такими как раса, класс, сексуальность и способности. Эта взаимосвязь имеет решающее значение для понимания сложности социальных структур и того, как они пересекаются, формируя опыт и идентичность индивидов.
Признавая и рассматривая эти пересечения, феминистские взгляды в социологии предлагают более всесторонний и тонкий анализ динамики власти и социального неравенства. Они проливают свет на то, как системы угнетения взаимосвязаны и усиливают друг друга, что приводит к перекрывающимся формам дискриминации и маргинализации.
Посредством критического анализа общественных норм и структур феминистки бросают вызов статус-кво и выступают за социальные изменения. Они подчеркивают важность демонтажа патриархальных систем и создания более инклюзивных и равноправных обществ, где все люди имеют равные возможности и права.
Кроме того, феминистская эпистемология играет ключевую роль в критической социологии, выявляя гендерные предубеждения, бросая вызов традиционным парадигмам знания и отстаивая межсекторальные перспективы. Объединяя различные мнения и опыт, ученые-феминистки обогащают наше понимание общества и прокладывают путь к более инклюзивным и справедливым социальным преобразованиям.
Вызовы доминирующему дискурсу
Критика властных структур
В социологии критический взгляд - это не просто выявление проблем; это вопрос к самим структурам, которые формируют наше общество. Давайте углубимся в то, как критическая социология встряхивает динамику власти и бросает вызов статус-кво.
Во-первых, критическая социология не принимает структуры власти за чистую монету. Он копает глубже, чтобы раскрыть, как создаются и поддерживаются иерархии. Анализируя динамику власти, критически настроенные социологи выявляют скрытые силы, которые формируют нашу жизнь.
Институционализированные системы являются главной мишенью для критики. Будь то система образования, система правосудия или экономическая система, критическая социология задает сложные вопросы. Кто выигрывает от этих систем? Кто остается позади? Исследуя эти вопросы, критически настроенные социологи проливают свет на неравенство, вплетенное в ткань общества.
И, говоря о неравенстве, давайте поговорим о маргинализированных группах. Критическая социология признает, что власть распределяется неравномерно. Маргинализированные группы, будь то по признаку расы, пола, сексуальности или класса, несут на себе основную тяжесть репрессивных властных структур.
Но критическая социология не останавливается на выявлении проблем. Она также предлагает пути для перемен. Выявляя недостатки существующих систем, критические социологи прокладывают путь к альтернативному видению общества. Они призывают нас представить мир, в котором власть распределяется более справедливо и где у каждого есть право голоса.
Подвергая сомнению властные структуры, критикуя институционализированные системы и подчеркивая влияние на маргинализованные группы, критическая социология открывает новые возможности для социальных изменений. Это мощный инструмент для всех, кто хочет бросить вызов статус-кво и построить более справедливое общество.
Глобализация и культурная гегемония
В современном взаимосвязанном мире глобализация играет ключевую роль в формировании социологического дискурса. Речь идет не только о потоке товаров и услуг; речь также идет об обмене идеями, ценностями и культурами в глобальном масштабе.
Глобализация привела к распространению культурной гегемонии, когда доминирующие культурные убеждения и практики одного общества оказывают влияние на другие. Это гегемонистское влияние может формировать общественные нормы, ценности и даже идентичность.
Одним из ключевых аспектов культурной гегемонии является доминирование западной культуры в глобальном масштабе. Благодаря средствам массовой информации, технологиям и экономической мощи западные идеи и образ жизни часто становятся стандартом, по которому судят о других культурах. Это может привести к маргинализации или стиранию культур коренных народов или меньшинств, поскольку они находятся в тени доминирующего культурного нарратива.
Однако движения сопротивления культурной однородности находятся на подъеме. Люди все чаще выступают против навязывания западных идеалов и восстановления своей культурной самобытности. Это сопротивление может принимать различные формы, от массового активизма до усилий по возрождению культуры.
Анализируя эти движения сопротивления, социологи могут получить представление о динамике власти в глобализованном мире. Они могут изучить, как маргинализированные группы заявляют о своей самостоятельности и бросают вызов статус-кво, навязанному культурной гегемонией.
Более того, понимание роли глобализации в формировании социологического дискурса позволяет ученым критически исследовать нарративы, которые увековечивают неравенство и несправедливость. Деконструируя доминирующие дискурсы, социологи могут выявлять скрытые структуры власти и выступать за социальные изменения.
По сути, глобализация и культурная гегемония являются сложными явлениями, которые глубоко влияют на общественные нормы и ценности. Однако они не являются неоспоримыми силами. Посредством сопротивления и критического исследования отдельные лица и сообщества могут бросить вызов доминирующим представлениям и создать пространство для того, чтобы были услышаны различные голоса.
Последствия для социальных изменений
Роль активизма
Социальный активизм играет ключевую роль в оспаривании статус-кво и стимулировании позитивных социальных изменений. По своей сути, активизм вовлекает отдельных лиц или группы, выступающие за преобразование общества путем решения проблем неравенства, несправедливости и угнетения. Это часто пересекается с принципами критической социологии, которая тщательно изучает динамику власти и социальные структуры, чтобы понять системную несправедливость и бросить ей вызов.
Критическая социология и социальная активность находятся в симбиозе. Социологи-критики анализируют общество через призму, которая ставит под сомнение устоявшиеся нормы и структуры, стремясь выявить лежащие в основе дисбаланса власти и неравенства. Этот критический взгляд обеспечивает интеллектуальную основу для понимания коренных причин социальных проблем и служит основой для стратегий активизма, направленных на осуществление перемен.
Подвергая сомнению доминирующие нарративы и бросая вызов господствующим идеологиям, критические взгляды способствуют позитивным социальным изменениям, повышая осведомленность и мобилизуя действия. Активисты используют эти идеи для разработки стратегий демонтажа репрессивных систем и защиты маргинализированных сообществ. Будь то организация на низовом уровне, информационно-пропагандистские кампании или прямые действия, активизм, движимый критическими взглядами, направлен на то, чтобы дать возможность отдельным людям и сообществам бросать вызов несправедливости и отстаивать свои права.
Изучение примеров успешного активизма подчеркивает эффективность критических взглядов в стимулировании социальных изменений. Например, движение за гражданские права в Соединенных Штатах использовало критический анализ системного расизма для мобилизации массовых протестов и законодательных действий, что в конечном итоге привело к значительным достижениям в законодательстве о гражданских правах. Аналогичным образом, движение за права ЛГБТК+ использует критические точки зрения, чтобы бросить вызов гетеронормативным нормам и выступать за равные права и признание.
Успешный активизм часто предполагает создание коалиций и солидарность между различными группами и сообществами. Признавая взаимосвязь различных форм угнетения, активисты могут создавать альянсы и усиливать свой коллективный голос, чтобы добиться более широких изменений в обществе. Интерсекциональность, концепция, которая признает пересекающиеся системы угнетения, с которыми сталкиваются люди с множественной маргинализованной идентичностью, лежит в основе стратегий активистов, учитывающих сложное взаимодействие расы, класса, пола, сексуальности и других социальных факторов.
Кроме того, активизм, основанный на критической социологии, необходим для оспаривания статус-кво и продвижения позитивных социальных изменений. Исследуя динамику власти, усиливая голоса маргиналов и поощряя коллективные действия, активисты могут внести свой вклад в построение более равноправного общества. Поскольку мы продолжаем сталкиваться с насущными социальными проблемами, критические взгляды останутся незаменимыми инструментами для осуществления значимых и долговременных перемен.
Образование и расширение прав и возможностей
Образование и расширение прав и возможностей идут рука об руку, предлагая способ бросить вызов статус-кво и способствовать социальным изменениям. Интеграция критического мышления в системы образования является ключом к этому начинанию. Развивая навыки критического мышления, люди получают возможность подвергать сомнению социальные нормы и предположения.
Выступая за интеграцию критического мышления, преподаватели признают важность обучения студентов не только тому, что думать, но и как думать. Такой подход поощряет любознательность, скептицизм и способность критически анализировать информацию.
Расширение прав и возможностей людей подвергать сомнению социальные нормы посредством образования предполагает предоставление им инструментов для деконструкции преобладающих убеждений и систем. Создавая среду, в которой поощряются вопросы, образование становится катализатором для оспаривания существующих структур власти и содействия инклюзивности и социальной справедливости.
Кроме того, обсуждение трансформационного потенциала критических точек зрения в социологии подчеркивает способность образования осуществлять изменения в более широком масштабе. Рассматривая социальные структуры и динамику через критическую призму, люди получают представление о глубинных механизмах, которые увековечивают неравенство и несправедливость.
Благодаря образованию люди могут развить более глубокое понимание сложностей общества и своей роли в нем. Это осознание закладывает основу для значимых действий и пропаганды социальных изменений. Наделяя людей знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы бросить вызов существующему положению вещей, образование становится мощным инструментом создания более равноправного мира.
Включение критических точек зрения в учебные программы побуждает учащихся подвергать сомнению доминирующие нарративы и изучать альтернативные точки зрения. Это способствует творчеству, инновациям и чувству самостоятельности, позволяя людям вносить свой вклад в позитивные социальные изменения.
Кроме того, образование служит воротами к расширению прав и возможностей, предлагая людям возможность критически взаимодействовать с окружающим миром и представлять себе более справедливое будущее. Вооружая учащихся навыками, позволяющими бросить вызов статус-кво, образование становится преобразующей силой для социальных изменений и коллективного расширения прав и возможностей.
Краткое изложение критических точек зрения в социологии
В мире социологии критическое мышление - это не просто навык, это жизненная сила дисциплины. Это то, что побуждает нас подвергать сомнению статус-кво, оспаривать предположения и глубже проникать в глубинные структуры, формирующие наше общество.
Итак, почему критическое мышление так важно в социологии? Ну, для начала, оно позволяет нам заглянуть за пределы социальных явлений. Вместо того, чтобы принимать вещи за чистую монету, нам предлагается снять слои и изучить лежащую в основе динамику власти, неравенство и действующие идеологии.
Но критическое мышление в социологии - это не только анализ окружающего нас мира, но и размышление о наших собственных предубеждениях и предположениях. Признавая нашу собственную субъективность, мы можем лучше понять, как наши взгляды формируют наше понимание социальных проблем.
Эти постоянные расспросы и анализ имеют решающее значение для социологов, потому что они помогают нам раскрывать скрытые истины и бросать вызов доминирующим нарративам. Это то, что позволяет нам раздвигать границы, бросать вызов статус-кво и, в конечном счете, работать над созданием более справедливого общества.
Но критические взгляды предназначены не только для социологов - они для всех. Занимаясь критическим мышлением, мы все можем стать более информированными, чуткими и вовлеченными гражданами. Анализируем ли мы представления средств массовой информации, подвергаем сомнению политику правительства или бросаем вызов повседневным стереотипам, критическое мышление позволяет нам увидеть мир в новом свете.
Итак, как мы можем вдохновить других на критическое отношение? Ну, для начала, мы можем подавать пример. Демонстрируя ценность критического мышления в нашей собственной работе и взаимодействиях, мы можем показать другим силу подвергать сомнению статус-кво.
Кроме того, мы можем создавать пространства для диалога и дебатов, где ценятся и уважаются различные точки зрения. Создавая среду, в которой поощряется и почитается критическое мышление, мы можем вдохновить других присоединиться к нам в нашем стремлении к более справедливому миру.
Кроме того, критическое мышление - это не просто инструмент для социологов - это способ приблизиться к миру, который способен трансформировать общества. Постоянно подвергая сомнению и анализируя статус-кво, мы можем раскрыть скрытые истины, бросить вызов доминирующим представлениям и работать над созданием более справедливого будущего. Итак, давайте примем критические точки зрения и будем работать вместе, чтобы создать мир, в котором голос каждого будет услышан и оценен по достоинству.